Соединение прошлого и современности, контрасты и археологический подход
До основания собственного архитектурного бюро David Chipperfield Architects в 1985 г. Дэвид Чипперфильд успел поработать у Ричарда Роджерса и Нормана Фостера. С тех пор офисы его компании появились в Лондоне, Берлине, Милане и Шанхае, а в портфеле бюро – более 100 реализованных проектов и почти столько же профессиональных наград.
Какие награды и титулы есть у Дэвида Чипперфильда
Архитектурное бюро David Chipperfield Architects – обладатель архитектурных премий RIBA Stirling (британская премия за выдающиеся достижения в области архитектуры), Mies van der Rohe (главная премия Европейского союза за современную архитектуру) и Deutscher Architekturpreis (немецкая архитектурная премия). Сам Чипперфильд – член Королевской академии художеств, почетный сотрудник Американского института архитекторов и Ассоциации архитекторов Германии, с 1995 по 2001 г. был профессором в Государственной академии изобразительных искусств в Штутгарте. В 2010 г. за заслуги в области архитектуры Чипперфильд был удостоен звания рыцаря-бакалавра (титул человека, посвященного монархом в рыцари, но не входящего в организованные рыцарские ордена Великобритании), а в 2012 г. стал первым британским архитектором – куратором выставки архитектуры на Венецианской биеннале.
Как и все большие архитекторы, Чипперфильд интересуется дизайном мебели, освещением и посудой, а также функционированием интерьеров. Он разработал интерьеры магазинов для Issey Miyake, Joseph, Dolce & Gabbana, Bally, Brioni и Valentino. Керамика Чипперфильда Tonale для итальянской дизайнерской компании Alessi получила Compasso d’Oro (итальянская премия в области промышленного дизайна) в 2011 г., а складной стул Piana был приобретен для постоянной коллекции в МоМА (Нью-Йоркский музей современного искусства).
Но наибольшую славу Чипперфильд получил за масштабные проекты реконструкции и свой тактичный и деликатный подход в работе с историческими зданиями. Поэтому именно ему девелоперская компания Vos’hod доверила разработку концепции реновации исторического здания Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве, говорит Марина Руднева, председатель совета директоров компании.
О знаковых проектах David Chipperfield Architects по реконструкции исторических объектов читайте в подборке «Ведомости&».
Новый музей, Берлин
Тендер на создание проекта по реконструкции берлинского Музейного острова, в состав которого входит Новый музей, David Chipperfield Architects и архитектор-реставратор Джулиан Харрап выиграли в 1997 г. К тому моменту в портфеле архитектурного бюро уже были, например, Музей реки и гребли в Великобритании и частный художественный музей Гото в Японии.
Здание Нового музея в стиле позднего классицизма было построено в 1843–1855 гг. по проекту Фридриха Августа Штюлера. Во время Второй мировой войны оно пострадало от бомбардировок, поэтому нуждалось в реставрации. В 1999 г. Музейный остров был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Концепция архитекторов подразумевала почти археологическое восстановление облика здания музея – некоторые части восстанавливали по камню, руководствуясь старыми фотографиями и чертежами, – и дополнение его новыми элементами в стиле неомодернизма. По их замыслу посетитель музея должен четко понимать, где историческая часть здания, а где – современная. Таким образом, музей стал архитектурным памятником двух эпох.
Реконструкция музея завершилась в 2009 г. Сейчас в нем размещаются Египетский музей и собрание папирусов, а также Музей доисторического периода и ранней истории. В общей сложности на восстановление музея правительство Германии потратило более 200 млн евро. В 2011 г. здание Нового музея было удостоено европейской премии по архитектуре Mies van der Rohe и немецкой архитектурной премии Deutscher Architekturpreis.
Королевская академия художеств, Лондон
В 2018 г. в честь 250-летия британской Королевской академии художеств завершилась реконструкция зданий кампуса академии. Стоимость проекта по реконструкции, автором которой было архитектурное бюро David Chipperfield Architects, составила 56 млн фунтов стерлингов (63,6 млн евро по средневзвешенному курсу в 2018 г.).
Королевская академия художеств располагается во дворце Берлингтон-хаус на ул. Пикадилли. В 2001 г. академия приобрела помещение бывшего Сенатского корпуса Лондонского университета на Берлингтон-гарденс. Таким образом, два здания академии оказались на противоположных сторонах улицы. Задачей Чипперфильда стало создание «физической и идеологической» связи между зданиями. Архитектор соединил разрозненные корпуса бетонным мостом и создал общественный маршрут через кампус, внутри которого разместилась постоянная экспозиция академии (раньше экспонаты хранились в запасниках). Кроме того, в помещении на Берлингтон-гарденс была создана лекционная аудитория на 250 мест по образцу классического амфитеатра, а в здании на Пикадилли прошла реконструкция билетных касс, туалетов и гардероба. Проект прошел в финал премии RIBA Regional Awards в 2020 г.
Универмаг Selfridges, Лондон
В 2014 г. David Chipperfield Architects приступило к созданию проекта реконструкции люксового универмага Selfridges на Оксфорд-стрит в Лондоне. Заказчиком выступила управляющая магазином компания Selfridges (принадлежит канадскому миллиардеру Галену Уэстону). Изначально магазин находился в историческом здании, спроектированном американским архитектором Даниэлем Бернхэмом и построенном в 1909 г. по заказу предпринимателя Гарри Гордона Селфриджа. Впоследствии у универмага появились еще и другие корпуса в различных архитектурных стилях.
Одна из задач, которые стояли перед командой Чипперфильда, – спроектировать новый вход в магазин со стороны ул. Дьюк (перпендикулярна Оксфорд-стрит). Вход должен был не только объединить историческое здание с соседним корпусом, но и обеспечить архитектурное единство помещений. Архитекторы решили, что вход должен контрастировать со светлыми соседними зданиями, и сконцентрировались на темных тонах: сделали обрамление входа с помощью двух черных железобетонных колонн, а на фасаде над ним разместили стеклянные панели в черных рамах.
Новое здание продолжило пространство магазина и охватило все его восточное крыло. В этом пространстве архитекторы создали новый зал для продажи аксессуаров, являющийся самым большим в мире. Внутри исторического здания были восстановлены колонны с лепниной и кессонные потолки. В реконструкцию, которая длилась четыре года, компания Selfridges вложила более 300 млн фунтов стерлингов (340,9 млн евро по средневзвешенному курсу в 2018 г.).
Исторический квартал Рокбанд, Шанхай
Реконструкция 11 исторических зданий в шанхайском квартале Рокбанд по проекту David Chipperfield Architects проходила с 2006 по 2011 г. Концепция бюро заключалась в реставрации зданий постройки первой трети XX в. с добавлением новых функциональных элементов и ремонтом фасадов. Это сильно отличалось от принятой в Китае градостроительной практики, рассказывал Чипперфильд в интервью изданию Numero. «В Китае самое простое решение – уничтожить и построить точную копию, но с использованием лучших материалов, – говорил Чипперфильд. – Китайцы восхитительны, когда дело доходит до копирования! Мне пришлось бороться, чтобы убедить их, что нам нужно работать с существующей архитектурой».
Первой была завершена реконструкция частного музея современного искусства (здание было построено в 1932 г. в стиле ар-деко для Королевского азиатского общества). Это произошло в 2010 г. В ходе реконструкции помещение музея получило свободную планировку, что обеспечило гибкий подход к устройству экспозиций.
Старые прокурации, Венеция
В 2017 г. миланский офис David Chipperfield Architects приступил к созданию проекта реконструкции Старых прокураций в Венеции по заказу итальянской страховой компании Generali. В историческом здании разместятся выставочные залы и штаб-квартира благотворительного фонда Generali – The Human Safety Net, который помогает беженцам запускать стартапы и занимается вопросами обеспечения равных возможностей для детей из социально уязвимых групп.
Прокурации – это три здания, расположенных на пл. Святого Марка в Венеции. Старые прокурации находятся на северной стороне площади. Двухэтажное здание было построено в XII в. и предназначалось для размещения рабочих кабинетов и личных апартаментов прокуроров Сан-Марко. В XVI в. здание сгорело, но его восстановили, пристроив еще один этаж. Строительство Новых прокураций завершилось в XVII в. Оба здания объединяет Флигель Наполеона, который был построен в XIX в. Старые и Новые прокурации – объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Работы по проекту David Chipperfield Architects началась в 2019 г., к ним привлекли местных ремесленников. Будут отреставрированы первые два этажа, реорганизовано пространство за счет добавления новых лестниц и обновлен центральный вход на третьем этаже. При реставрации пола используют венецианский терраццо – разновидность мозаики из натуральных материалов.