Состоялась вторая встреча клуба AHEAD - дискуссионного проекта, запущенного девелопером Vos’hod для встреч представителей креативных индустрий и обсуждения перспектив и траекторий развития в новейших российских условиях. В этот раз public talk был посвящен сфере ландшафтного дизайна и ее актуальным проблемам.
Как отметило большинство участников public talk, одной из самых насущных проблем сегодня является отсутствие или труднодоступность крупномерных деревьев, которые бы хорошо приживались в российских погодных условиях. В конце 1990-х - начале 2000-х локальным питомникам было невыгодно заниматься селекцией и продолжать советское наследие по выведению пород деревьев, устойчивых к нашему климату, и они сосредоточились на кустарниках и цветах, в которых сейчас на рынке нет недостатка. С большими деревьями было проще положиться на европейских поставщиков (в основном из Германии и Голландии). С февраля 2022 года весь посадочный материал стал гораздо дороже, а условия и пути доставки усложнились.
Екатерина Самухина, главный инженер проектов благоустройства ИЭПИЮ, считает, что задуматься о выращивании чисто российского материала стоило уже давно, потому что проблемы выявлялись и до «новейших условий». Она привела в пример клены из Германии, которые много лет отлично чувствовали себя в среднерусской полосе, а потом неожиданно стали гибнуть на третий-четвертый год. Оказалось, что диверсификация европейских производств привела к тому, что немцы стали использовать голландский посадочный материал, который не готов к нашим перепадам температур и постоянному переходу через ноль. Кора деревьев трескалась, они начинали болеть, и происходило это не сразу, а через несколько лет, когда предоставляемая питомником гарантия истекала.
Но развитие ландшафтной индустрии продолжается несмотря на нарушение цепочек поставок, подорожание материалов и дефицит качественных российских аналогов. Абсолютное большинство запущенных ландшафтных проектов – и масштабных городских, и девелоперских, и частных – развиваются, а новые – запускаются. Причина этого кроется в том, что конечный покупатель недвижимости стал гораздо более внимательно относится к «зеленой» составляющей проекта.
Девелоперы также пересмотрели свой подход к ландшафтному дизайну. По словам сооснователя бюро «МОХ» Дмитрия Голубева, в 2010-х годах они заказывали проект и дальше воплощали его своими силами, а сейчас, когда стало ясно, что речь не просто о необязательном озеленении, а об очень важной для заказчика составляющей, отношение стало гораздо более вдумчивым и серьезным. Появилось понимание, что благоустройство требует и стоит инвестиций.
В сегменте частных садов заказчики стали более прагматичными и рациональными. Они готовы искать участки с уже растущими крупными деревьями (раньше задача была полностью засадить участок новыми и под себя) и больше думают о том, как будет жить сад дальше – кто и как за ним будет ухаживать. Поэтому сегодня самый популярный запрос на сады, которые требуют минимум усилий и последующего ухода, заметила соосновательница бюро NB-Garden Наталья Борисова. Сказывается также отсутствие института садовников и образовательных структур, которые готовят такие кадры.
В дискуссии приняли участие коммерческий директор Vos’hod Елена Петропавловская, сооснователь бюро «МОХ» Дмитрий Голубев, президент фестиваля Moscow Flower Show Карина Лазарева, генеральный директор питомника «ПАЕР+» Дмитрий Бальцер-Бондаренко, соосновательница бюро NB-Garden Наталья Борисова, главный инженер проектов благоустройства ИЭПИ Екатерина Самухина, сооснователь и главный редактор издания IN/EX Елена Гуляева. А в роли модератора выступила историк ландшафтного дизайна и основатель проекта DesignChat Евгения Микулина.